Фрэнсис брет гарт великая дедвудская тайна. Сувениры, которые не стоит покупать Какие сувениры лучше не покупать в путешествии

Но ведь в этом углу сидел профессор Эммон, а у него ужасно чувствительные гланды.

Он должен был бы знать мнение доктора Дайера Дойта, что систематическое и постоянное пребывание на сквозняке лишь укрепляет слизистую оболочку, тогда как неподвижный воздух, достигнув температуры свыше восемнадцати градусов, неизбежно...

Боюсь, Уильям, - прервала миссис Райтбоди, с женской ловкостью поворачивая разговор так, чтобы ее супругу расхотелось развивать избранную им же тему, - боюсь, многие еще не сумели оценить замену пунша и мороженого бульоном. Я заметила, как мистер Спонди от него отказался и, по-моему, был разочарован. Фибрин и солод в ликерных рюмках тоже остались нетронутыми.

А ведь каждые полпорции содержат такое же количество питательных веществ, что и фунт наполовину переваренной говядины. Спонди меня просто поражает, - огорчился мистер Райтбоди. - Истощая свой мозг и нервную энергию ревностным служением музе, он все же предпочитает разбавленный ароматизированный алкоголь с примесью углекислого газа. Даже миссис Фарингуэй согласилась со мной, что резкое понижение температуры желудка посредством введения моро...

Однако на последнем заседании нашего благотворительного общества она съела лимонное мороженое и спросила меня, известно ли мне, что низшие животные отказываются от пищи при температуре выше восемнадцати градусов.

Мистер Райтбоди снова нетерпеливо направился к двери. Миссис Райтбоди окинула его пытливым взглядом.

Надеюсь, ты не будешь сейчас работать? Доктор Кеплер только что сказал мне, что при твоих церебральных симптомах длительное мозговое напряжение противопоказано.

Мне нужно просмотреть кое-какие бумаги, - коротко ответил мистер Райтбоди, удаляясь в библиотеку.

Это было богато обставленное помещение, отличавшееся удручающей мрачностью, вполне симптоматичной для унылой диспепсии, свирепствовавшей в искусстве тех лет. Кое-где были расставлены антикварные вещицы, столь же уродливые, сколь редкостные. Бронзовые и мраморные статуэтки и гипсовые отливки - все нуждались в пояснениях и таким образом давали пищу для беседы и возможность владельцу блеснуть эрудицией перед слушателями. Сувениры, приобретенные во время путешествий, были обязательно связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. Всюду и во всем подчеркивалось превосходство над ними их хозяина. И вполне естественно, что никто в этой комнате не хотел задерживаться, слуги избегали заходить туда, и ни один ребенок никогда там не играл.

Мистер Райтбоди повернул газовый рожок, достал из бюро с аккуратно пронумерованными ящиками пачку писем и начал их внимательно просматривать. Все они поблекли, всем время придало почтенный вид. Однако в своей первоначальной яркости некоторые из них были всего лишь пустячными записками и никак не вязались с представлением о корреспондентах мистера Райтбоди. И все же этот джентльмен несколько минут внимательно перечитывал именно их, время от времени сверяясь с телеграммой, которую держал в руке... Внезапно в дверь постучали. Мистер Райтбоди вздрогнул, почти бессознательно сунул письма на место, положил телеграмму текстом вниз и лишь тогда резко сказал:

Э-э... Кто там? Войдите!

Прости, пожалуйста, папа, - сказала очень хорошенькая девушка, войдя в комнату, не обнаружив ни малейшего признака смущения или страха и тотчас опускаясь на стул, словно была тут частой гостьей. - Но зная, что ты в такой поздний час не работаешь, я решила, что ты не занят. Я иду спать.

Она была настолько хороша собой и вместе с тем настолько не сознавала этого или, быть может, настолько осознанно игнорировала данное обстоятельство, что невольно заставляла посмотреть на себя еще раз, и более внимательно. Правда, это позволяло лишь убедиться в ее красоте и обнаружить, что ее темные глаза очень женственны, яркий цвет лица говорит о здоровье, а великолепно очерченные губы достаточно полны, чтобы становиться страстными или капризными, хотя их обычное выражение не предполагало ни склонности к капризам, ни женской слабости, ни страстей.

Застигнутый врасплох, мистер Райтбоди, как это бывает, заговорил о том, о чем не хотел говорить.

Я полагаю, нам следует побеседовать завтра... - он запнулся, - о тебе и мистере Марвине. Миссис Марвин уже сообщила твоей матери о намерениях своего сына.

Мисс Элис подняла на него свои ясные глаза, без недоумения, но и без особой радости, и румянец на ее круглых щечках был вызван скорее решимостью, нежели смущением.

Да, он сказал мне, - ответила она просто.

В настоящее время, - продолжал мистер Райтбоди, все еще неловко, - я не вижу возражений против этого союза.

Мисс Элис широко раскрыла свои круглые глаза.

Но, папа, мне казалось, что все давным-давно решено. Мама знала, ты знал. Вы же все обсудили в июле.

Да, да, - ответил ее отец, беспокойно перебирая свои бумаги, - то есть... словом... мы поговорим об этом завтра.

Мистер Райтбоди намеревался сообщить дочери эту новость с должной серьезностью и торжественностью, в приличествующих случаю четко сформулированных фразах и с подобающими сентенциями, но почувствовал, что просто не в состоянии этого сделать теперь.

Я доволен, Элис, - сказал он затем, - что ты выбросила из головы прежние причуды и капризы. Как видишь, мы были правы.

Если уж вообще выходить замуж, папа, то мистер Марвин во всех отношениях подходящая партия.

Мистер Райтбоди пристально посмотрел на дочь. Он не заметил ни тени раздражения или горечи на ее лице. Оно было так же спокойно, как и чувство, которое она только что выразила.

Мистер Марвин... - начал он.

Я знаю мистера Марвина, - прервала его мисс Элис, - и он обещал мне, что я буду продолжать занятия так же, как и раньше. Я кончу вместе с моим классом, и если захочу, то через два года после свадьбы смогу работать.

Через два года? - удивленно спросил мистер Райтбоди.

Да. Видишь ли, если у нас будет ребенок, к этому времени я как раз кончу его кормить.

Мистер Райтбоди смотрел на плоть от своей плоти, на эту прелестную осязаемую плоть, но перед разумом от его разума он смешался и кротко ответил:

Да, конечно. Побеседуем обо всем этом завтра.

Мисс Элис поднялась. Что-то в свободном, непринужденном взмахе рук, которые она, подавив зевок, опустила на изящные бедра, побудило его добавить, правда, столь же рассеянно и нетерпеливо:

Я вижу, ты продолжаешь оздоровительные упражнения...

Да, папа. Но я перестала носить фланелевое белье. Просто не понимаю, как мама его терпит. Зато я ношу закрытые платья, а кожу закаляю прохладными ваннами. Взгляни-ка! - сказала она и с детской непосредственностью расстегнула две-три пуговки, показав отцу снежной белизны шею. - Я теперь не боюсь простуды.

Мистер Райтбоди наклонился и с подобием отцовской добродушной усмешки поцеловал ее в лоб.

Уже поздно, Элли, - сказал он наставительно, но не категорическим тоном. - Пора спать.

Я спала днем целых три часа, - ответила мисс Элис с ослепительной улыбкой. - Чтобы выдержать этот вечер. Спокойной ночи, папа. Так, значит, завтра.

Завтра, - повторил мистер Райтбоди, все еще не сводя с нее рассеянного взгляда. - Спокойной ночи.

Мисс Элис упорхнула из библиотеки, возможно, с чуть более легким сердцем именно оттого, что рассталась с отцом в одну из редчайших минут, когда он поддался столь нелогичной человеческой слабости. И, пожалуй, было хорошо, что бедняжка сохранила все последующие годы именно это воспоминание о нем, когда, боюсь, и его методы, и его наставления, и все, чем он старался заполнить детство дочери, исчезло из ее памяти.

После ухода Элис мистер Райтбоди снова принялся просматривать старые письма. Это занятие так поглотило его, что он даже не услышал шагов миссис Райтбоди на лестнице, когда она шла в свою спальню, ни того, что она остановилась на площадке, чтобы сквозь застекленную половину двери взглянуть на своего супруга, подле которого на столе лежали письма и распечатанная телеграмма. Помедли миссис Райтбоди хоть мгновение, и она увидела бы, как муж ее поднялся и подошел к дивану с видом взволнованным и растерянным, так что даже не сразу решился прилечь, хотя был бледен и явно близок к обмороку. Помедли миссис Райтбоди хоть немного, и она увидела бы, как с отчаянным усилием он вновь поднялся, шатаясь, добрался до стола, с трудом, почти ощупью, собрал листки писем, убрал пачку на место, запер бюро, а затем, почти теряя сознание, подержал над газовым рожком телеграмму, пока она не сгорела. Ибо, задержись миссис Райтбоди до этого мгновения, она бы тут же кинулась на помощь супругу, когда он, совершив задуманное, вдруг зашатался, тщетно попытался дотянуть руку до звонка и рухнул ничком на диван.

Ну какой может быть чиптрип с кучей саквояжей? К тому же жуткие истории о потерянных чемоданах, которые так и не пришли на багажную ленту, заставляют задуматься о том, чтобы уложиться в одну сумку и не расставаться с ней.
Если вам не понадобится личный сноуборд или акваланг, можно совершенно спокойно обойтись одним багажным местом.

1. Для начала, тщательно обдумайте каждую вещь, которую собираетесь взять. Постоянно задавайте себе вопрос: могу ли я это купить или взять в прокат на месте?

2. Выбирайте сумку с ремнем через плечо и множеством карманов . Она не должна быть громадной, иначе вы просто ее не донесете. Исходите из параметров и объемов, которые позволят разместить багаж в самолете над головой, под сиденьем в поезде или автобусе.

3. Список того, что положить в сумку, обсуждался здесь - Паковочный список .
А вот как это все утрамбовать в одну сумку согласно нашей идее...

ОДЕЖДА

Пакуясь, используйте "узловой" метод: мнущуюся одежду оборачивайте вокруг крупных объектов (таких, как косметичка или сверток с обувью), не складывайте, а сворачивайте вещи. Белье и носки упакуйте в обувь. Так вы сэкономите место и не дадите обуви деформироваться.
- В дорогу можно купить недорогие или одноразовые вещи. Это относится к белью, футболкам... Их не жалко оставить, если во время путешествия "сумка могла подрасти". К тому же, иногда стоит в другой стране приобрести что-то из местного гардероба - не будете похожи на туриста, да и путешествовать становится еще интереснее.
- При обдумывании одежды, которую возьмете, руководствуйтесь следующим:
- нейтральные цвета (чтобы легче сочетать);
- возможность одеться "послойно" на случай непогоды/похолодания;
- предпочтение - одежде с карманами (чтобы важные документы и ключи были все время при вас);
- предпочтение - немнущимся и быстросохнущим вариантам.

ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, КОСМЕТИКА

Если все же решили купить туалетные принадлежности дома, то выбирайте миниатюрные версии или перелейте ваш любимый шампунь в маленькую бутылочку. Кстати, не выбрасывайте шампуни и гели для душа, которые дают в гостиницах. Их можно будет взять в следующее путешествие.
- Если путешествуете компанией, то делите вещи между собой (шапмунь, порошок, книги и пр.)
- Обязательно кладите все, что может пролиться (шампунь, гель), в пластиковый пакет . Такие пакеты также пригодятся, если одежда не успела высохнуть, но уже пора выезжать.

СУВЕНИРЫ, ПОКУПКИ : Во время путешествия сувениры можно отправлять домой посылкой, а не везти через границу.

КНИГИ : С книгами можно поступать следующим образом:
- Первый вариант - использовать наладонник или ваш iPhone для чтения, чтобы не занимать место в багаже томами.
- Второй вариант - стать участником кроссинг-проекта www.bookcrossing.com . Суть его в том, что, прочитав книгу, вы наклеиваете на нее специальный желтый стикер с изображением деловито шагающей книги (стикеры можно скачать с сайта и распечатать) и оставляете ее в каком-либо публичном месте . Тот, кто нашел книгу - регистрирует ее на сайте, читает, после чего процесс повторяется. Судя по тому, чо в кроссинг-движении участвует 800 000 человек и зарегистрированы 5 млн книг, не исключено, что вам повезет пополнить (временно:)) свою походную библиотечку новым томиком.
В любом случае, основная идея "книжного" поведения - избавляться от прочитанного, а не везти это обратно домой.

ДЕНЬГИ И ДОКУМЕНТЫ
:
- Сделайте копии (или сфотографируйте) документы, кредитки и сохраните их в сети (в приватном доступе, конечно). Всегда можно распечатать в интернет-кафе или бизнес-центре отеля в случае кражи. Неплохо иметь при себе флешку с электронными вариантами.
-Храните деньги в разных местах (в брюках, карманах пиджака, в двух различных отделах вашей сумки и кошелька). Если обворуют, то есть шанс сохранить хоть что-то.
- Сделайте специальный мешочек на ремень (он должен быть скрыт одеждой) или просто прицепите деньги к внутренней стороне ремня. Положить деньги под стельку - неплохая идея, чтобы сохранить более крупные суммы.
- Всегда имейте при себе бумажку-выручалку : список телефонов посольства, гостиницы, вызова такси, альтернативных мест, где можно переночевать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

1. Увешенный замками чемодан может привлечь дополнительное внимание мошенников. Найдите оптимальное решение. Сумка с замком может как отпугнуть вора, так и заставить его вскрыть багаж при помощи ножа... А что делать с развороченной сумкой в чужой стране?

2. Избегайте ярких упаковок . Они не только не выглядят стильными, но к тому же привлекают ненужное внимание и делают вас похожим на туриста (=на жертву).

3. Альтернатива замкам - небольшие завязки на ручки и молнии. Конечно, они не вполне защищают, однако хоть как-то уберегают и во время таможенного досмотра вас не заставят снимать замок.

4. В переполненном общественном транспорте, на толкучках надевайте рюкзак спереди , чтобы избежать воровства.

5. Сумку следует подписать (прикрепить бирку с личными данными и контактами) на случай, если забудете ее в аэропорту или в самолете.

И еще... Если все-таки не обошлись одной сумкой и сдаете багаж, то для уверенности возьмите с собой одну смену одежды и все важные документы, рецепты и т.п. в небольшую сумку, которую положите в ручную кладь. Если чемодан задержится или потеряется, будет, чем спастись.

О первых успехах и новых туристических маршрутах

Еще в старших классах я поняла, что любая творческая работа, будь то создание декораций для школьного спектакля или рисование плаката против вредных привычек, приносит мне огромное удовольствие. Я стала подумывать о профессии дизайнера, но с рисованием гипсовых голов на подготовительных курсах не задалось абсолютно, поэтому я поступила на дизайн в Высшую школу экономики, где испытания проходили немного иначе: нужно было создать проект на свободную тему.

На первое занятие курсов по практике, которые посещают все, кто учится в нашем университете, мы должны были принести блокноты-скетчбуки и что-нибудь в них порисовать. Тогда я и начала интересоваться тонкой, чистой и немного наивной графикой. Следующим заданием стало целый год вести блокнот на какую-то тему. Мне захотелось сделать что-то, связанное с путешествиями, потому что очень много езжу и на поездах, и на самолетах, и на машинах - разве что на велосипеде не умею кататься.

Мне показалось, что писать целый год можно разве что о самом длинном железнодорожном путешествии в мире, поэтому я создала «Москву - Владивосток» - рисованный дневник человека, проезжающего по Транссибу. В нем рассказывается о населенных пунктах по пути следования, а также даются советы, что из еды или местных сувениров купить на станциях, какие достопримечательности посмотреть во время стоянки поезда. Особое внимание уделила жизни в поезде и атмосфере плацкарта. Этот скетчбук был достаточно популярен в интернете. Следующим моим успешным проектом стала алкогольная карта Китай-города, которую опубликовали многие московские городские медиа. Карта - это рекомендации напитков в тех или иных барах и распивочных, подслушанные на улице фразы и советы опытных людей.

«Москва - Владивосток»

Алкогольная карта Китай-города

Я всегда возвращаюсь в Нижний, чтобы вдохновиться и подзарядиться. В какой-то момент для университета нужно было сделать проект, связанный с топографией и темой территориального брендинга. И я поняла, что буду делать что-то, связанное с моим родным Нижегородским районом. Создала рисованную черно-белую карту улиц - Гоголя, Сергиевской, Ильинской и Нижегородской. Там я прописала с помощью шрифтов и различных рисунков всякие истории, которые со мной происходили: это моя школа, это дом, на крышу которого мы лазили, здесь я убегала от бомжей, здесь живет очень много котов, сюда люблю ходить посмеяться или поплакать. Это был долгий процесс, но в то же время что-то сродни мантре или рисованию узоров. Когда я полностью закончила карту, поняла, что мне это помогло перезагрузиться и восстановиться. Даже сейчас, гуляя по этим улицам, я ловлю себя на мысли, что хожу по собственной нарисованной карте.

Я считаю, что Нижний - самый красивый город в мире. Серьезно. Я живу в двух шагах от набережной Федоровского, тут всегда потрясающий закат, вид на слияние двух рек и корабли, приятный запах реки и шум автомобильчиков. И это потрясающее сочетание. В каждом районе города можно найти какое-то свое очарование: я, например, люблю Детскую железную дорогу или Автозавод с его соцреалистической архитектурой. Кстати, самая красивая «Пятерочка» в мире - это та, которая находится на набережной Федоровского, потому что там панорамный вид на закат через стеклянные двери. Думаю, она вполне может быть внесена в какой-нибудь туристический путеводитель.

Вообще мои проекты во многом похожи: там много мелочей, небольших персонажей и всегда есть сопроводительный текст - я люблю сочинять истории. В их основе всегда лежит личный интерес. Интерес к поездам, Нижнему Новгороду, путешествиям.

Об учебе в Болонье и приключениях на иранской границе

Поехать учиться за границу - восхитительно. Это был мой первый опыт,
и сразу хотелось соответствовать всем картинкам с «Тамблера»: модно одеваться, много рисовать и гулять по красивым улицам

Так получилось, что на третьем курсе меня перевели с направления «Иллюстрация» на «Графический дизайн». Хотя я все-таки видела себя иллюстратором, не дизайнером. Я стала искать возможности куда-то уехать и обнаружила, что один из уникальнейших, на мой взгляд, рисовальщиков - Виктория Семыкина - из России, но живет в Болонье: организует курсы в небольших группах. Я решилась, наскребла последние деньги на билет, забронировала комнату, уехала со своей обычной учебы и прилетела в Болонью. Поехать учиться за границу - восхитительно. Это был мой первый опыт, и сразу хотелось соответствовать всем картинкам с «Тамблера»: модно одеваться, много рисовать и гулять по красивым улицам. В итоге я этим и занималась, но с очень маленьким количеством денег. Мне пришлось отдать все наличные за обучение. Поэтому я, как и написала в книжке, на оставшиеся деньги купила себе макароны, песто, чай, колу - так и жила. Но это было весело.

У меня были замечательные однокурсницы: дамочки где-то от тридцати лет, эмигрантки. Не было никого из России, кроме одной девочки из Красноярска. И все они меня расспрашивали: а как сейчас в Москве? А как ты, девочка, с таким курсом евро приехала? Возьми мой кусочек пиццы, у тебя же, наверное, так мало денег! Я вот сдаю в Москве квартиру, как ты думаешь, может, цену поднять, курс-то изменился? Будучи студентом-квартиросъемщиком, я сказала, что не стоит.

Мы занимались часов по восемь - десять, и еще нужно было рисовать какие-то наброски после учебы и приносить их на следующее утро. Нам давали самые разные задания: зарисовывать фигуры людей за семь или десять секунд, искать интересные ракурсы, работать с необычными форматами - например, панорамным блокнотом. Оказалось, что если стараться что-то сделать сто раз, на сто первый будет получаться. Я часто себя пытаюсь убедить в обратном, но на самом деле это так и работает.

Путешествия для меня - неиссякаемый источник вдохновения, и в какой-то момент у меня появилась возможность попасть иллюстратором в экспедицию, которую проводит Школа культурологии в той же самой Вышке. Каждый год они отправляют студентов и преподавателей в совершенно удивительные места, чтобы люди столкнулись с настоящей полевой работой, расспросили какого-нибудь деда Семена о том, как изменились общественные пространства его деревни, и на этой теме сформировали отчет. В прошлом году мы ездили в Иран через Армению и Грузию.

«Мой иранский дневник»

Я должна была проиллюстрировать все не потому, что в экспедиции не было фотографа или видеографа, а потому что иллюстратор дает некую новую плоскость проектам, которые делают ребята. В мои скетчбуки из путешествий всегда входят заметки, локальные мемы и подсказки путешественнику, так что они читаются как отдельная книжка. Это рассказ об экспедиции для людей, которым непривычно читать научные отчеты.

Иран - не самое популярное туристическое направление, мне было довольно страшно ехать в эту первую экспедицию. Еще и армянские пограничники подлили масла в огонь, сообщив, что в Иран мы едем последний раз в жизни. Увидев наши бледные лица, правда, пояснили: потому что нам там не понравится.

Рисование в полевых условиях действительно очень отличается от создания работ дома за чашкой чая. Нужно уметь быстро выбрать сюжет и построить композицию, иметь в голове приемы, которые помогут быстрому рисунку выглядеть хорошо. Нужно понимать, что лучше сфотографировать, а что зарисовывать на месте. Есть вещи, которые можно нарисовать быстро - например, когда люди обедают, и ты рисуешь, потому что все присели и у тебя есть полчаса - или пока все спят. И это тяжело - ты рисуешь или когда все едят, или когда все спят, а сам практически не ешь и не спишь.

О книге и переосмыслении случившегося

После каждой поездки в Нижний, еще с первого курса, меня преследовало некое томление. Когда ты поступаешь в университет, все вокруг очень сильно меняется, и, возвращаясь обратно, ты словно попадаешь в декорации фильма, который смотрел сто лет назад. Это чувство казалось (и кажется) мне очень важным. Я всегда хотела как-то запечатлеть и описать его, поэтому хранила свои рисунки разных лет.

Наверное, логично, что работа над книжкой, которая рассказывает про год, длилась целый год: изначально предполагалась, что я нарисую ее за одно лето, но работа оказалась объемнее

В какой-то момент мне написали ребята из издательства «Эксмо», предложили встретиться и поболтать. Я думала, что речь пойдет об издании какого-то из предыдущих проектов, но оказалось, что они хотят совершенно другого: хотят рассказ о моей жизни, некую биографию. Все, что происходило со мной за третий курс, довольно интересно: я ездила читать лекции в Красноярск, училась в Болонье, работала в «Циферблате», со мной происходили сердечные переживания, потом я уехала в Иран.

Наверное, логично, что работа над книжкой, которая рассказывает про год, длилась целый год: изначально предполагалась, что я нарисую ее за одно лето, но работа оказалась объемнее. Вот и вышло, что от первой иллюстрации до впопыхах законченной обложки прошло одиннадцать месяцев.

Мои первые наброски очень сильно отличались от того, что получилось в итоге. Многие из вещей, которые описала в начале книжки, сейчас воспринимаются по-новому: я открываю новые смыслы сказанных слов, думаю о том, где могла поступить иначе. Что-то из написанного теперь вообще кажется глупостью. Было и то, о чем написать не успела, потому что у меня было ограниченное количество страниц.

Карта центра Нижнего Новгорода

Я бы добавила больше блокнотов из своих путешествий. Но одна из задумок книги в том, что люди должны дописывать в ней историю своей жизни, отвечать на те же вопросы, которые я себе задавала, что-то вклеивать, вырезать, выписывать. История отдельно взятого человека не менее важна, чем моя собственная. Было бы неинтересно превращать это в обычный дневник моих эмоций и переживаний. В итоге вышло даже лучше, чем я себе представляла: не просто сопливая история, а рассказ об успехе и некоем преодолении себя.

Подготовка к ОГЭ
Дидактическая карта № 1

Сув…ниры пр…обретё(н, нн)ые (во) время путешествия были об…зательно связа(н, нн)ы с какой (нибудь) историей а каждая бе…делушка обл…дала дли(н, нн)ой род…словной но среди всех этих редкос(?)ных вещей (не) нашлось (бы) (н…) одной которая сто…ла (бы) вн…мания сама по себе.








Выпишите из 4-го простого предложения слово с безударной чередующейся гласной в корне.
Выпишите из 1-го простого предложения слово, в котором правописание приставки зависит от значения.
Выпишите из 1-го простого предложения слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «В неопределенных местоимениях и наречиях суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис».
Выпишите из 3-го простого предложения словосочетания со связью согласование.
Запишите синонимы к слову ОБЛАДАЛА из 2-го простого предложения.
Замените фразеологизм СТОИТ ВНИМАНИЯ одним словом.

Ключи к дидактической карте № 1
1-2. Сувениры, (1) приобретённые во время путешествия, (2) были обязательно связаны с какой-нибудь историей, (3) а каждая безделушка обладала длинной родословной, (4) но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, (5) которая стоила бы внимания сама по себе.
3. 1ГО – сувениры были связаны
2ГО – безделушка обладала
3ГО – не нашлось бы
4ГО – которая стоила бы внимания

5. 1ПП осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом; 2-4 ПП ничем не осложнены.
6. 3, 4
7. 5
8. 1, 2
9. внимания
10. приобретённые
11. какой-нибудь
12. среди всех вещей, среди этих вещей, среди редкостных вещей
13. обладала – имела
14. стоит внимания – ценится, привлекает, интересует
Подготовка к ОГЭ
Дидактическая карта № 2
Прочитайте текст и выполните задания.
До того как все уснули в неб… зажглись звёзды а утром яркое (н…) чем (н…) заслонё(н, нн)ое со(?)нце с почти летней силой било в лишё(н, нн)ое ставен окно хиж…ны и посме…ваясь выст…вляло (на) показ всё её убогое убранство две-три грязные (на) половину выт…ртые полости из бизон(?)их шкур медвеж(?)ю шкуру (не) сколько од…ял руж(?)я и сёдла до(щ, сч)атые столы и боч(?)ки.
(Брет Гарт «Великая дедвудская тайна»)
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Пронумеруйте все знаки препинания зеленым цветом.
Выделите все грамматические основы, укажите границы простых предложений в составе сложного.
Составьте схему предложения, укажите вид предложения.
Укажите, чем осложнены простые предложения в составе сложного.Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными сочинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при однородных дополнениях.
Выпишите из 3-го простого предложения слово с безударной чередующейся гласной в корне.
Выпишите из всего предложения слова, в которых правописание приставки регулируется правилом: «В приставках отрицательных и неопределённых местоимений под ударением пишется Е, в безударном положении – И».
Выпишите из 3-го простого предложения слова, в которых правописание суффикса регулируется правилом: «Две буквы Н пишутся в суффиксах причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида».
Выпишите из 3-го простого предложения те словосочетания со связью согласование, которые можно заменить синонимичными со связью управление.
Запишите синонимы к слову УБОГОЕ из 3-го простого предложения.
Замените фразеологизм ВЫСТАВЛЯТЬ НАПОКАЗ одним словом.
Составители: Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
Ключи к дидактической карте № 2
1-2. До того как все уснули, (1) в небе зажглись звёзды, (2) а утром яркое, (3) ничем не заслонённое солнце с почти летней силой било в лишённое ставен окно хижины и, (4) посмеиваясь, (5) выставляло напоказ всё её убогое убранство: (6) две-три грязные, (7) наполовину вытертые полости из бизоньих шкур, (8) медвежью шкуру, (9) несколько одеял, (10) ружья и сёдла, (11) дощатые столы и бочки.
3. 1ГО – все уснули
2ГО – зажглись звёзды
3ГО – солнце било и выставляло напоказ
4. Сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной).
5. 1-2 ПП ничем не осложнены, 3ПП осложнено однородными согласованными определениями, обособленным обстоятельством образа действия, выраженным одиночным деепричастием, однородными простыми глагольными сказуемыми, однородными косвенными дополнениями с обобщающим словом, однородными согласованными определениями.
6. 2
7. 1
8. 8, 9, 10, 11
9. вытертые
10. ничем, несколько
11. заслонённое, лишённое
12. из бизоньих шкур – из шкур бизонов
медвежью шкуру – шкуру медведя
дощатые столы – столы из досок
13. убогое – бедное, нищее
14. выставлять напоказ – показывать, демонстрировать
Подготовка к ОГЭ
Дидактическая карта № 3
Прочитайте текст и выполните задания.
Хотя этот молодой ч…ловек был нан…т как обыч(?)ный пров…дник он пр…ступил к вып…лнению своих обяз…(н, нн)остей проникнутый тем (по) истине рыц…рским воодушевлением с каким каждый средний калифорниец всегда готов услужить предст…вительницам пр…красного пола которых так редко можно встретить в …дешних местах.
(Брет Гарт «Великая дедвудская тайна»)
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Пронумеруйте все знаки препинания зеленым цветом.
Выделите все грамматические основы, укажите границы простых предложений в составе сложного.
Составьте схему предложения, укажите вид предложения.
Укажите, чем осложнены простые предложения в составе сложного.Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при обособленном определении.
Выпишите из 1-го простого предложения слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

Выпишите из 2-го простого предложения слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «В именах существительных, образованных от причастий и имён прилагательных, сохраняется столько же Н, сколько было в исходном слове».
Выпишите из 2-го простого предложения словосочетание со связью примыкание.
Запишите синонимы к слову РЫЦАРСКИМ из 2-го простого предложения.
Замените фразеологизм (ПРИСТУПИЛ) К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ одним словом.
Составители: Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
Ключи к дидактической карте № 3
1-2. Хотя этот молодой человек был нанят как обычный проводник, (1) он приступил к выполнению своих обязанностей, (2) проникнутый тем поистине рыцарским воодушевлением, (3) с каким каждый средний калифорниец всегда готов услужить представительницам прекрасного пола, (4) которых так редко можно встретить в здешних местах.
3. 1ГО – молодой человек был нанят
2ГО – он приступил к выполнению обязанностей
3ГО – калифорниец готов услужить
4ГО – можно встретить
4. Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными (параллельное и последовательное подчинение).
5. 1, 3, 4 ПП ничем не осложнены, 2ПП осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.
6. 1, 3, 4
7. 2
8. человек
9. приступил, прекрасного
10. обязанностей
11. поистине рыцарским
12. рыцарским – благородным, возвышенным
13. (приступил) к выполнению обязанностей – (приступил) к работе
Подготовка к ОГЭ
Дидактическая карта № 4
Прочитайте текст и выполните задания.
Врем…нами в воздух… прои…ходило словно какое (то) дв…жение т…мнота (не) много св…тлела буд (то) нач…нался тума(н, нн)ый ра(с, сс)вет но затем сгущалась снов… из т…шины выр…стали слабые д…лёкие крики и какие (то) стра(н, нн)ые (не) внятные звуки но едва успев пр…влеч(?) настороже(н, нн)ый слух тут (же) зам…рали как в (не) уловимом сне и оказ…вались лиш(?) призр…ками.
(Брет Гарт «В миссии Сан-Кармел»)
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Пронумеруйте все знаки препинания зеленым цветом.
Выделите все грамматические основы, укажите границы простых предложений в составе сложного.
Составьте схему предложения, укажите вид предложения.
Укажите, чем осложнены простые предложения в составе сложного.Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными бессоюзной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при сравнительном обороте.
Выпишите из всего предложения слова с безударной чередующейся гласной в корне.
Выпишите из всего предложения слова, в которых правописание приставки регулируется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Выпишите из всего предложения слова, в которых правописание суффикса регулируется правилом: «Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, если они образованы с помощью суффикса -Н- от имён существительных, основа которых оканчивается на Н».
Выпишите из 2-го простого предложения словосочетания со связью примыкание.
Запишите синонимы к слову НЕВНЯТНЫЙ из 4-го простого предложения.
Составители: Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
Ключи к дидактической карте № 4
1-2. Временами в воздухе происходило словно какое-то движение, (1) темнота немного светлела, (2) будто начинался туманный рассвет, (3) но затем сгущалась снова, (4) из тишины вырастали слабые далёкие крики и какие-то странные, (5) невнятные звуки, (6) но, (7) едва успев привлечь настороженный слух, (8) тут же замирали, (9) как в неуловимом сне, (10) и оказывались лишь призраками.
3. 1ГО – происходило движение
2ГО – темнота светлела, но сгущалась
3ГО – начинался рассвет
4ГО – вырастали крики и звуки, но замирали и оказывались призраками
4. Сложное предложение с разными видами связи (с подчинительной и бессоюзной связью).
5. 1, 3 ПП ничем не осложнены, 2ПП осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, 4ПП осложнено однородными подлежащими, однородными определениями, однородными простыми глагольными сказуемыми, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, сравнительным оборотом.
6. 1, 4
7. 2, 3
8. 9, 10
9. начинался, вырастали, замирали
10. рассвет, происходило
11. туманный, странные
12. немного светлела, затем сгущалась, сгущалась снова
13. невнятные – неясные, непонятные, загадочные
Подготовка к ОГЭ
Дидактическая карта № 5
Прочитайте текст и выполните задания.
Пр..рода к…залось опять и опять отбрас…вает хлам навяза(н, нн)ый ей (не) проше(н, нн)ыми гостями (н…) звери (н…) птицы (н…) льстились на этот мусор (н…) один лесной об…татель (н…) переступал (не) чистого рубежа а человек укрылся за бар(?)ером из отбросов ом…ртвелых как сброше(н, нн)ая змеёю кожа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Пронумеруйте все знаки препинания зеленым цветом.
Выделите все грамматические основы, укажите границы простых предложений в составе сложного.
Составьте схему предложения, укажите вид предложения.
Укажите, чем осложнены простые предложения в составе сложного.Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными сочинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными бессоюзной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при вводном слове.
Выпишите из 1-го простого предложения слова с проверяемой гласной в корне.
Выпишите из 4-го простого предложения слова, в которых правописание приставки регулируется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З/-С и приставок ПРЕ- и ПРИ-, пишутся одинаково независимо от произношения» .
Выпишите из 1-го простого предложения слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, нет зависимого слова, то в его суффиксе пишется Н».
Выпишите из 3-го простого предложения то словосочетание со связью согласование, которое можно заменить синонимичным со связью управление.
Запишите синонимы к слову УКРЫЛСЯ из 4-го простого предложения.
Составители: Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
Ключи к дидактической карте № 5
1-2. Природа, (1) казалось, (2) опять и опять отбрасывает хлам, (3) навязанный ей непрошеными гостями, (4) ни звери, (5) ни птицы не льстились на этот мусор, (6) ни один лесной обитатель не переступал нечистого рубежа, (7) а человек укрылся за барьером из отбросов, (8) омертвелых, (9) как сброшенная змеёю кожа.
3. 1ГО – природа отбрасывает
2ГО – ни звери, ни птицы не льстились
3ГО – обитатель не переступал
4ГО – человек укрылся
4. Сложное предложение с разными видами связи (с сочинительной и бессоюзной связью).
5. 1ПП – вводным словом, однородными обстоятельствами образа действия, обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом
2ПП – однородными подлежащими
3ПП – ничем не осложнено
4ПП – обособленным согласованным нераспространённым определением, сравнительным оборотом
6. 7
7. 4, 6
8. 1, 2
9. казалось, гостями
10. укрылся, (из) отбросов, омертвелых, сброшенная11. непрошеными
12. лесной обитатель – обитатель леса
13. укрылся – спрятался, скрылся
Подготовка к ОГЭ
Дидактическая карта № 6
Прочитайте текст и выполните задания.
Хиж…на когда я в…рнулся была пуста двери в…дущие в обе пр…стройки закрыты но на грубо сколоче(н, нн)ом столе к которому пр…двинут был табурет меня ждали дымящийся кофе в жестя(н, нн)ой кружк… г…рячие лепёшки и ещ… т…релка ар…матно пахнущ…й г…вядины жаре(н, нн)ой в масл...
(Брет Гарт «Старуха Джонсона»)
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Пронумеруйте все знаки препинания зеленым цветом.
Выделите все грамматические основы, укажите границы простых предложений в составе сложного.
Составьте схему предложения, укажите вид предложения.
Укажите, чем осложнены простые предложения в составе сложного.Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными сочинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.
Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при обособленном определении.
Выпишите из 5-го простого предложения слова с безударной непроверяемой гласной в корне.
Выпишите из всего предложения слова, в которых правописание приставки зависит от значения.
Выпишите из 4-го простого предложения слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН».
Выпишите из 4-го простого предложения то словосочетание со связью согласование, которое можно заменить синонимичным со связью управление.
Запишите синонимы к слову ГРУБО из 4-го простого предложения.
Составители: Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
Ключи к дидактической карте № 6
1-2. Хижина, (1) когда я вернулся, (2) была пуста, (3) двери, (4) ведущие в обе пристройки, (5) закрыты, (6) но на грубо сколоченном столе, (7) к которому придвинут был табурет, (8) меня ждали дымящийся кофе в жестяной кружке, (9) горячие лепёшки и ещё тарелка ароматно пахнущей говядины, (10) жаренной в масле.
3. 1ГО – хижина была пуста
2ГО – я вернулся
3ГО – двери закрыты
4ГО – ждали кофе, лепёшки и тарелка говядины
5ГО – придвинут был табурет
4. Сложное предложение с разными видами связи (с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью).
5. 1, 2, 5ПП – ничем не осложнены 3ПП – обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом
4ПП – однородными подлежащими, обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом
6. 6
7. 1, 2, 7, 8
8. 10
9. (к) которому, табурет
10. (в) пристройки, придвинут
11. жаренной (в масле)
12. в жестяной кружке – в кружке из жести
13. грубо – неаккуратно, небрежно