Что умеют дети в 8 мес. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев

Все родители внимательно следят за развитием и здоровьем своих детей, но, к сожалению, далеко не все из них знают, что должен уметь ребенок в 8 месяцев . Другой вариант: родители знают о навыках ребенка, которые он должен приобрести к возрасту в 8 месяцев, но при этом зациклены на чем-то одном, например, на интеллектуальном воспитании. Они пытаются играть с крохой в игры для дошкольников, предлагают ей сложные игрушки, но при этом забывают узнать вес ребенка и его рост.

Односторонний подход к развитию малыша не даст хорошего результата. Произойдет перекос в развитии молодого организма.

Чтобы этого не произошло, родители должны не только знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, но и грамотно оценивать достижения малыша.

Это позволит вовремя выявить возможное отставание от стандартов развития.

Двигательные навыки ребенка

Итак, что умеет ребенок в 8 месяцев в плане двигательной активности?

В возрасте 8 месяцев ребенка нужно переводить с кровати на пол. Он больше времени должен проводить, играя на нижнем ярусе. Это важно как для его безопасности, так и дальнейшего развития: ребенок не упадет с высоты и будет осваивать большее пространство.

Прежде, чем переводить ребенка на пол, это пространство нужно дополнительно обезопасить . Нужно заглушить все розетки, до которых малыш может дотянуться во время игры, убрать все крючки и закрыть острые углы. Нужно убедиться в том, что ребенок не сможет опрокинуть на себя тяжелые предметы и добраться до бытовой химии. Чтобы должным образом оценить безопасность пола, нужно опуститься на уровень малыша и взглянуть на окружающее пространство его глазами.

Развитие базового чувства безопасности

Ребенок в 8 месяцев должен научиться не бояться окружающих . То есть к этому времени при нормальном развитии у малыша вырабатывается базовый механизм безопасности. Без него ребенок не сможет доверять миру. Как развивается этот механизм? Благодаря действиям мамы. Ребенок отслеживает эмоции мамы и учится. Если маме хорошо, то она непременно улыбнется чаду или успокоит его. Чем искреннее эмоции мамы, тем безопаснее становится окружающее пространство для малыша.

Эмоции делают его более живым . Он больше присутствует в этой жизни. Чем лучше сформирован базовый механизм безопасности, тем быстрее он осваивает новые навыки: ведь малыш не боится этого делать. Если ребенок всего боится, то он не будет должным образом познавать окружающий мир.

Психоэмоциональное развитие и навыки общения

Ребенок в 8 месяцев должен уметь правильно воспринимать окружающий мир, осмысливать собственные действиям и окружающие его явления. Он должен уметь определять взаимосвязи между разными предметами. Это выражается следующим образом:

  • Развитие способности быстро переключать внимани е. Многие родители замечают, что в этом возрасте малыши неспособны долго играть в одни и те же игры. Дело в том, что кроха достигла в своем развитии такого этапа, когда его внимание очень быстро переключается на новые предметы и явления, оказывающиеся в поле его зрения. Некоторые родители думают, что нужно пользоваться этой возможностью и предлагают малышу все новые игры. Якобы это ускорит его интеллектуальное развитие. Конечно, некоторое улучшение интеллектуальных способностей у малыша будет, но оно произойдет в ущерб эмоциональному развитию. По мнению психологов, ребенка нельзя перегружать новой информацией.
  • Отношение к чужим людям. Дети в возрасте 8 месяцев начинают относится к чужакам более настороженно . Это - не отклонение, а норма. Благодаря такому навыку дети учатся удерживать безопасную дистанцию между людьми. Причем с одними людьми они быстрее идут на контакт, а других не любят.
  • Ребенок в 8 месяцев умеет воспринимать связь между предметами и действиями . То есть, у него уже четко сформирование понимание того, что если какой-либо предмет пропал из поля зрения, то он не исчез навсегда. Его просто переместили в другое место. По этой причине малышей начинают интересовать движущиеся предметы. В этом возрасте дети уже умеют находить спрятанные предметы. Причем поиск представляется им одной из самых интересных игр.
  • Ребенок начинает проявлять характер . Он может протестовать против каких-либо не устраивающих его действий. Протест может проявляться по-разному. Например, малыш может громко закричать или вовсе заплакать. Некоторые молча начинают вырываться из рук родителей. К этому времени у крохи также появляются любимые занятия и игрушки. Не стоит пугаться негативных эмоций со стороны ребенка. Это совершенно нормальное явление.
  • Младенцы очень любят играть в прятки . Причем эту игру они поддерживают на осознанном уровне. Стоит взрослому спрятаться, как ребенок начинает ждать его появления и очень радуется, когда это происходит.

Очень важно помогать малышу в возрасте 8 месяцев помогать усваивать новые навыки, чтобы они закреплялись должным образом. Родители должны поддерживать и подбадривать ребенка.

Речевые навыки

Ребенок в 8 месяцев не только громко лопочет и вскрикивает, но и умеет переходить на шепот. Малыш начинает понимать, что можно издавать звуки разной интенсивности и тональности. Навыки речи, полученные ранее получают свое дальнейшее развитие.

  • Малыш умеет складывать простые слоги в цепочки. Из их простых комбинаций складываются, казалось бы, вполне осмысленные слова: да-да, ма-ма, дай-дай, ба-ба. На самом деле смысла в них немного. Это все та же лепетная речь, которая к тому же к концу первого года жизни может стать беднее. Но пугаться этого не стоит. Объясняется это попытками малыша сделать свою речь осмысленной. Он сознательно отказывается от использования некоторых слогов.
  • Мелодический лепет. Малыш учится правильно озвучивать интонации. Он не просто произносит слоги, но и старается правильно ставить в них ударения. То есть, он стремится полностью подражать речи взрослых. Собственно, с мелодического лепета начинается формирование осмысленной речи.

Родители могут несколько ускорить этот процесс. Для этого нужно делать все, чтобы чадо находилось в хорошем настроении и было чем-то увлечено. Именно в таком состоянии малыши чаще всего общаются с близкими людьми.

Наиболее частые проблемы

В этом возрасте родители могут столкнуться с некоторыми проблемами в уходе за дочерью или сыном:

Если малыш отстает в развитии по какому-либо из вышеописанных навыков на срок более 1,5 месяца, то это повод для обращения к врачам.

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся ставить цель и достигать ее

Игра 1. «Перекати шарик»

В двигательном арсенале малыша с каждым днём появляется всё больше произвольных движений. В предлагаемой игре ребёнок учится управлять движениями обеих рук, ставить цель и достигать её..

Вам понадобятся

Прозрачная пластиковая бутылка объёмом 0,5 л с крышкой, небольшой резиновый или пластиковый шарик яркого цвета. Диаметр шарика должен быть минимум на 3 мм меньше диаметра горлышка бутылки, чтобы не застревать при перемещении в бутылке.

Как сделать игрушку

Освободите бутылку от бумажных наклеек, вымойте её и вытрите насухо. Отвинтите крышку бутылки, опустите внутрь шарик через отверстие в горлышке и крепко завинтите крышку.

План игры

1. Придайте бутылке горизонтальное положение, стараясь сделать так, чтобы шарик остановился посередине. 2. Покажите малышу шарик в бутылке и, слегка наклоняя её из стороны в сторону, продемонстрируйте его передвижения. Затем покажите, что произойдёт, если придать бутылке горизонтальное положение. Выразите восторг от удивительных перемещений шарика. 3. Дайте бутылку малышу и предложите ему сделать то же самое. Стимулируйте активность малыша вопросом: «Куда же убежал шарик?» 4. Покажите ребёнку другие возможности удивительной бутылки, вместе катая её ладонями по ковру или другой ровной поверхности.

Родителям на заметку

1. Не показывайте малышу шарик до того, как он окажется в бутылке, чтобы он не требовал вытащить его обратно. 2. Показывая бутылку малышу, старайтесь не трясти её, чтобы не привлекать внимание ребёнка к звуку перемещения шарика и не задавать тем самым неправильную стратегию игры. 3. Если малыш на первых порах проявит больше интереса к тряске бутылки и издаваемому при этом звуку, дайте ему возможность насытиться таким видом деятельности, а затем продемонстрируйте другие достоинства игрушки. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Восьмимесячные дети тратят много энергии на физические нагрузки и растут не так активно, как в предыдущие месяцы. Мальчики весят 7,7-9,6 кг при росте 68,4-72,8 см, соответствующие показатели для девочек: 7,1-9,1 кг и 66,4-71,1 см*.

Большинство малышей в этом возрасте быстро осваивает умение забираться вверх по ступенькам, что может прибавить хлопот родителям, если в доме есть лестница. Ребенок с энтузиазмом карабкается на самый верх и… зовет маму, чтобы она помогла ему спуститься, ведь путь вниз кажется ребенку более трудным и вызывает страх. Наберитесь терпения: скоро малыш научиться сам «сползать» по лестнице, пятясь спиной. А пока преградите малышу доступ к ступенькам специальной дверкой-решеткой, чтобы избежать падения.

Восьмимесячный ребенок умело пользуется большим и указательным пальцем руки, ловко хватая даже небольшие предметы и кусочки пищи. Кроху завораживают предметы, которые можно вставить один в другой. Особенно ему нравятся ящики и коробки, в которые помещается множество вещей поменьше. Любимое занятие ребенка в этом возрасте - опустошать разнообразные емкости, от банки с пуговицами или контейнера с игрушками до миски с собачьим кормом или горшочка с землей. Маме приходится постоянно быть настороже: с одной стороны, малышу полезно «пощупать» землю и поиграть с мелкими предметами, с другой - надо следить за тем, чтобы он не взял в рот ничего лишнего.

Детская память также развивается: теперь ребенок хорошо помнит недавние события, названия любимых игрушек и предметов обихода, которыми пользуется каждый день. Это помогает ему ориентироваться в комнате, ловко находя дорогу между коробками с игрушками и мебелью, а также осознавать связь слов с соответствующими им вещами.

Дети начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже если их не видно. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под простыней, он скоро догадается, что игрушку можно обнаружить, стянув с нее простыню. А ключи можно достать из банки, в которую они упали. Постепенно малыш осознает, что, если родителей не держать постоянно в поле зрения, они тоже могут пропасть, а потом снова найтись.

Хотя вехи развития у большинства детей совпадают, проходят они их с разной скоростью и в разном порядке. Некоторые дети быстрее развивают навыки мелкой моторики и хорошо играют с маленькими предметами. Другие сначала учатся уверенно сидеть и ползать. У многих детей речевые навыки развиваются быстрее моторных, и они начинают говорить раньше, чем ходить.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Малыш в этом возрасте бесстрашно уползает от родителей, чтобы обследовать соседнее помещение. Ведь мама и папа рядом, и дорогу обратно он хорошо помнит. Но вот заснуть в незнакомом месте ребенку непросто. Он с опаской относится как к новым людям, так и к новым местам.

И робость, и бесстрашие крохи объясняются ростом его самосознания: он не может предвидеть последствия, столкнувшись с чем-то незнакомым, поэтому его может напугать новый человек, но при этом кастрюля с кипящей водой не покажется опасной. Если ребенок боится, он крепко прижимается к маме - источнику защиты в любой ситуации.

Восьмимесячный малыш может произносить практически все звуки родного языка. Еще не освоив значения слов, ребенок реагирует на интонацию, с которой их произносят взрослые, и хорошо понимает настроение собеседника. Подражая взрослым, кроха выражает свои чувства и желания при помощи лепета.

Дети с любопытством наблюдают за взрослыми и пытаются копировать любые их действия. Пока движения малыша плохо скоординированы, он не может надолго удержать в руке мелкий предмет. Помогите своему ребенку: превратите «взрослые» дела (например, разговор по телефону или причесывание) в веселую игру. Поговорите с малышом по игрушечному мобильному телефону: сначала «позвоните» ему, сказав несколько слов в трубку, затем приложите ее к детскому ушку и предложите крохе «сказать» что-то в ответ. Передавайте телефон друг другу до тех пор, пока беседа будет вызывать у ребенка интерес. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому провести щеткой по волосам, помогая крохе удерживать расческу в правильном положении. Обязательно похвалите юного «парикмахера» за старание.

Питание

Каждый день малыш открывает для себя столько нового и интересного, что про еду он может и не вспомнить. Возможно, даже мамина грудь перестанет его интересовать. Эта фаза обычно быстро проходит, если кормить кроху в тихом месте, где в поле его зрения не будет отвлекающих внимание игрушек и предметов.

Для полноценного питания малышу необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром, при невозможности грудного вскармливания) в день. Также детям в восемь месяцев рекомендуется прикорм: 150-200 г овощей, 170-200 г каш, 50-70 г фруктов, 30-50 мл соков, 30 г мяса и 40 г молочных продуктов в день.

Детское меню должно состоять только из качественных продуктов, измельченных и термически обработанных в соответствие с возрастом малыша. На завтрак предложите ребенку вкусную и полезную овсяную кашу с кусочками банана, половинку яичного желтка и фруктовый сок. На обед – небольшую порцию куриного мяса с рисом и овощным пюре из тыквы и немного фруктового сока. Для полдника отлично подойдет печенье, которое можно запить маминым молоком. А на ужин подайте свежий творог и йогуртно-фруктовый напиток.

Сохраняйте ночное и утреннее кормление, если планируете продолжить грудное вскармливание: именно в этот период в женском организме вырабатываются гормоны, стимулирующие лактацию.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начинает активно двигаться, падений и небольших ушибов не избежать. Не волнуйтесь, это часть процесса взросления. Не мешайте малышу самостоятельно вставать, обходить углы, перешагивать через препятствия – то есть координировать свои движения. Дети учатся владеть своим телом методом проб и ошибок. Задача родителей – максимально обезопасить дом, где растет ребенок, и быть рядом, если крохе потребуются эмоциональная поддержка.

Не торопитесь покупать детскую обувь. Пока ребенок не начал уверенно ходить, ботиночки ему не нужны. Обязательно посоветуйтесь с врачом перед покупкой обуви.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Малыш все больше времени проводит на полу, поэтому ему необходимо достаточное пространство для игр и физических упражнений.

Для развития координации ребенка, организуйте для него «полосу препятствий»: тоннель из картонных коробок, гору из подушек, пластмассовую горку или лабиринт из больших кубиков и мягких игрушек. Попытки проползти через тоннель, залезть на горку или перешагнуть через игрушки помогут малышу лучше ощущать свое тело в трехмерном пространстве и правильно оценивать размеры вещей.

Для укрепления мышц рук, спины и шеи поиграйте с малышом в «тележку»: положите ребенка на живот и приподнимите ему ножки на высоту 10-15 см. Пусть он попробует чуть-чуть пройти или проползти вперед и назад на руках. Приговаривайте, что везете тележку (например, по саду или магазину), и хвалите малыша, когда у него получается «стоять» и «ходить» в таком положении.

Ребенку наверняка понравится игра «разрушитель башни». Постройте из легких пластмассовых кубиков башню и покажите малышу, как ее толкнуть. Когда башня рухнет, обязательно скажите малышу, что он силач и великан, против которого не устояла большая и крепкая башня. Вскоре ребенок начнет радоваться, что его действия вызывают такой грандиозный эффект. Стройте башни разного размера - и маленькие, и в рост ребенка, чтобы малыш усвоил понятия «высокий» - «низкий».

В этом возрасте детям нравятся игрушки, где определенные действия (нажатие на кнопку или рычаг, дергание за веревочку и т.п.) сопровождаются музыкой или световыми эффектами. Покажите малышу, как играть новой игрушкой, обязательно похвалите его, если он сам догадается, что нужно сделать, чтобы игрушка «заработала».

Устройте с малышом репетицию домашнего оркестра: включите ритмичную музыку и покажите маленькому музыканту, как можно «барабанить» деревянной ложкой по разным поверхностям - от пластмассовой формочки до деревянной столешницы или днища металлической кастрюльки.

Расширяйте словарный запас малыша, закрепляйте языковые понятия, постоянно описывая вслух свои и его действия: «Видишь эту красную машинку? Смотри, как зеленый паровозик едет вперед и назад! Сейчас мама покажет тебе, как поставить большой синий кубик на скамеечку» и т.п.

Если есть возможность, играйте с малышом на свежем воздухе, а не просто гуляйте с коляской. Исследуя траву и листья, грязь и песок на ощупь, ребенок получает ценнейшую информацию об окружающем мире и развивает все органы чувств.

Сон

Дети постоянно получают новую информацию, а лучше всего новые знания и умения закрепляются во сне. Чтобы полноценно отдохнуть, восьмимесячным малышам необходимо спать около 15 часов в сутки*.

Однако теперь, когда малыш научился сидеть, ползать и активно играть с игрушками, его не так легко уложить спать, как раньше: кроха боится пропустить что-нибудь интересное. К тому же в это время у многих малышей режутся зубки, что тоже нарушает привычный режим.

Перевозбужденный или капризный ребенок быстрее успокаивается, слушая тихую музыку. Необязательно сидеть рядом с малышом, чтобы он скорее заснул: в этом возрасте присутствие взрослого больше отвлекает его, чем успокаивает. При этом кроха должен быть уверен, что родители недалеко и всегда придут ему на помощь. Пожелайте ребенку приятных снов, скажите, что мама рядом и обязательно его услышит, оставьте приоткрытой дверь – и предоставьте ему возможность уснуть самостоятельно.

Если малыша беспокоят режущиеся зубки, посоветуйтесь с врачом, как лучше справится с этой проблемой.

Не забывайте, что единых рецептов «правильного» детского сна нет, все дети индивидуальны, - и только мама знает, как лучше уложить спать своего малыша.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Пришло время опустить матрасик в детской кроватке на нижний уровень: ручки и ножки малыша достаточно окрепли, он учится стоять и даже ходить, ему не хочется сидеть в кроватке - поэтому кроха будет пытаться перелезть через решетку.

Не оставляйте ребенка наедине с большими игрушками, которые он может использовать как опору или ступеньки, пытаясь выбраться из кроватки.

Обязательно проверьте комнату, где играет малыш, на наличие острых углов и выступов, о которые можно удариться. Чтобы обезопасить малыша от ушибов, используйте специальные накладки для мебели или заграждение-решетку.

Дети в 8 месяцев – очень интересные маленькие человечки. Совсем недавно только ели, плакали и спали, а вот уже играют любимыми игрушками и зовут маму. Все родители переживают за своих крошек, хотят дать им самое лучшее. Как убедиться, что вы достаточно занимаетесь с малышом?

Как проходит развитие маленького ребенка в 8 месяцев, что на этом этапе он должен уметь делать, есть ли разница в умениях девочек и мальчиков? Как развивать ребенка в его 8 месяцев, в какие игры поиграть с крохой? Мы разберемся во всех вопросах!

Физическое и двигательное развитие

Развитие здорового ребенка в 8 месяцев обусловлено сменой питания и повышением двигательной активности, что отражается на весе и росте. Малыши уже растут не так быстро, как раньше, много энергии уходит на движения.

К этому возрасту у мальчиков:

  • вес составляет от 6,9 до 10,7 кг;
  • рост – от 66,2 до 75 см.

У девочек:

  • вес составляет от 6,3 до 10,2 кг;
  • рост – от 64 до 73,5 см.


Для определения того, на сколько гармонично растет ваш ребенок, нужно сравнить его показания роста и веса с графиком. Также вы можете получить консультацию по этому вопросу у вашего педиатра, который точно скажет, правильно ли растет ребенок.

Двигательное развитие малыша в 8 месяцев происходит ударными темпами.

Некоторые крохи уже умеют, а некоторые как раз учатся выполнять определенные действия:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно через левое и правое плечо;
  • ползать по-пластунски или даже на четвереньках;
  • сидеть;
  • ложиться из положения сидя;
  • держать игрушки обеими руками;
  • брать мелкие предметы двумя пальчиками – большим и указательным;
  • перекладывать игрушку из правой ручки в левую и наоборот;
  • подниматься на ноги и стоять, держась за опору;
  • падать из этого положения на попу;
  • ходить за ручку.


Если ваш ребенок чего-то не умеет – это не страшно. С вашей помощью он обязательно научится!

Изменения в развитии 8-месячного ребенка происходят и в физиологических показателях:

  • продолжается или начинается период прорезывания зубов;
  • в связи с введением прикорма, меняется частота и характер дефекаций;
  • замедляются темпы роста, активно развивается мускулатура;
  • развивается память, ребенок узнает знакомые песенки и потешки;
  • развивается восприятие, малыш способен изучать и повторять движения взрослых.


Общение и эмоции

Развитие восьмимесячного ребенка отличается его общительностью в этот период. Кроха уже может:

  • радоваться другим малышам;
  • настороженно относиться к чужим взрослым;
  • радоваться маме и папе;
  • расстраиваться, когда мама уходит;
  • хныкать, когда что-то не получается;
  • радоваться, когда его хвалят;
  • выражать эмоции мимикой и интонацией;
  • выражать некоторые требования жестами.


Малышня в 8 месяцев очень общительна, пытается выражать свои эмоции интонациями и лепетом, развивая речевой аппарат.

Развитие речи и прочие навыки

То, что умеет говорить ребенок в свои восемь месяцев, не зависит от того, мальчик у вас или девочка. Однако специалисты отмечают, что девчонки говорливее мальчишек. То есть, уровень развития одинаковый, словарный набор равен, просто девочки лепечут больше мальчиков.

Согласно среднестатистическим данным, малыши на 8 месяце вполне могут:

  • произносить слоги (бе-бе, ма-ма, ку-ку);
  • контролировать свою интонацию, которую они перенимают у родителей;
  • соотносить определенный набор звуков к конкретному человеку (ма-ма-ма, если нужна мама, па-па-па, если захотел к папе).

Это уже огромный прогресс в речевом развитии. Произношением подобных звуков малыш хорошо тренирует свой речевой аппарат, готовясь к произношению настоящих слов.


Кроме речи, малыш проявляет множество не менее любопытных умений:

  • ищет полюбившуюся игрушку глазами и поворачивая головку;
  • запоминает, куда забросил игрушку;
  • если обе ручки заняты, а мама дает игрушку, малыш бросит одну свою игрушку, чтобы взять мамину;
  • катает мячик;
  • пробует перелистывать страницы книжки;
  • показывает знакомый предмет ручкой, если спросить у него, где он;
  • махает рукой по просьбе (пока, привет);
  • играет в ладушки;
  • играет в «ку-ку»;
  • хорошо ест с ложки, пробует делать это самостоятельно;
  • берет в руки печенье и пробует его есть, откусывая по кусочку.


В этот период малыш пробует совершать самостоятельные действия. Главное – не потакать ему, пусть сам ползет к игрушке. Так малыш быстрее натренирует мышцы и поймет, что многое можно делать и без мамы.

На что стоит обратить внимание

Не все дети развиваются в средних рамках, однако слишком переживать не стоит. Вот список действительно тревожных звоночков:

  • малыш даже не пробует сесть;
  • ребенок не пробует ползать;
  • малыш не хочет вставать у опоры;
  • кроха не может простоять пары секунд, держась ручками за опору;
  • ребенок не удерживает игрушку в руках;
  • малыш не берет игрушку, которою ему предлагает мама;
  • у ребенка не получается переложить игрушку из одной ручки в другую;
  • кроха совсем не произносит слоги;
  • малыш не прислушивается к разговору мамы или папы;
  • ребенок не проявляет никаких эмоций;


Если вы обнаружили у малыша один из признаков – обратитесь к высококвалифицированному специалисту. Только опытный детский врач сможет опровергнуть ваши подозрения или выявить причину отставаний и принять соответствующие меры.

  • Если ваш малыш чего-то не умеет – не расстраивайтесь, он обязательно научится. Ему просто нужно немного больше времени и вашего внимания.
  • Когда малыш ходит за ручки, не слишком его нагружайте. Пусть лучше ползает. Но если —ребенок начинает ходить— самостоятельно – это не беда. Значит, его организм готов к этому серьезному этапу взросления.
  • Делайте ребенку гимнастику и массаж перед купанием – так вы стимулируете развитие мышечной системы.
  • Разминайте крохе ладони и пальчики, так вы будете стимулировать центр речи в коре головного мозга ребенка. Побольше говорите с малышом, читайте ему сказки и стишки, рассказывайте веселые потешки – все это необходимо ему для дальнейшего развития и становления грамотной речи.
  • Выработайте четкий режим дня. Так и вы будете все успевать, и малыш привыкнет к определенному порядку вещей.
  • Постарайтесь создать благоприятную обстановку в доме. Малыш будет лучше развиваться в безопасности и любви, чем в постоянных криках и ссорах.
  • Не ограничивайте познавательную потребность малыша – ему все надо посмотреть, покрутить в ручках и потрогать, а еще лучше – затащить в рот. Следите, чтобы ребенок не играл мелким предметами. Также следует убрать все опасное из зоны доступа ребенка, которая с каждым днем будет увеличиваться.
  • Помните – неважно, что ваш малыш умеет прямо сейчас. Важно понимать, развивается ли он, прибавляются ли у него новые навыки. Для этого достаточно изучить вопрос того, —что должен уметь ребенок в 9 месяцев—, и следить за появлением новых способностей у крохи.

Навыки ребенка в 8 месяцев – видео

В этом видео рассказывают о том, что малыш умеет на восьмом месяце жизни.

Каждая кроха развивается по своей индивидуальной программе. Кто-то больше двигается, кто-то больше лепечет, кто-то больше сидит и изучает новые предметы. Во многом это зависит от темперамента ребенка. Если с крохой заниматься, играть, делать ему простую гимнастику и массаж – все у вас будет хорошо, малыш ежедневно будет радовать вас новыми достижениям и умениями.

Если кроха совсем уж отстает от среднестатистических показателей – не стесняйтесь показаться специалисту, в таком нежном возрасте все поправимо!

А вашему малышу уже есть 8 месяцев? Какие слоги кроха произносит чаще всего? У ребенка есть любимая игрушка? Наверняка ваш малыш совершил немало открытий в свои 8 месяцев. Поделитесь его достижениями с нами комментариях!